Ele-prof.ru

Электро отопление
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить и устранить утечку тока на автомобиле

Как проверить и устранить утечку тока на автомобиле

Ток утечки

При отсутствии возможности запустить двигатель, водители обычно ссылаются на саморазряд аккумуляторной батареи. Однако исправная АКБ причиной таких последствий становится редко. В большинстве случаев проблемы возникают из-за утечки тока.

Что такое утечка тока простыми словами

Аккумулятор – это одна из ключевых составляющих, принимающих участие в обеспечении бесперебойного функционирования автомобиля. Он должен быть заряжен, чтобы двигатель и другие устройства выполняли свое прямое предназначение.

Однако не всегда владельцу транспортного средства удается поддерживать необходимый заряд в АКБ, несмотря на все прилагаемые усилия. Как правило, такая ситуация является следствием утечки тока.

Этот процесс в транспортном средстве подразумевает утрату аккумуляторной батареей электроэнергии, которая при этом не идет на какую-либо полезную работу.

Какие автомобили больше подвержены проблеме

В большей степени подвержены нарушениям в электроснабжении автомобили производства ВАЗ. Проблема возникает не просто так, а на фоне безграмотных решений разработчиков.

Одно из них касается системы питания машины, которая сформирована далеко не идеально. Из-за чего даже без запущенного двигателя АКБ продолжает терять чрезмерные объемы электроэнергии. Однако в новых моделях автомобилей уровня Гранты данное упущение было исключено.

Еще одна категория опасности включает в себя старые иномарки, в которых размещается большое количество электроники. Проблема та же – отсутствие адекватной системы расходования энергии.

Автомобили

Причины и последствия тока утечки

В качестве основополагающей штатной причины проблемы может выступать ситуация с поломкой заводского оборудования, будь то:

  • стартер;
  • генератор;
  • сигнализация;
  • аудиосистема;
  • проводка.

Однако подобные случаи на практике встречаются редко и лишь на автомобилях, пробег которых превышает 150 тысяч километров – на них попросту изнашиваются узлы. Чаще всего проблемы возникают из-за установки нештатного оборудования. Особенно это касается сигнализации и магнитолы.

нештатное оборудование на автомобиля

Дополнительные причины таковы:

  • разрушение защиты проводов из-за механического воздействия;
  • чрезмерный объем выработки АКБ;
  • короткое замыкание из-за неправильной прокладки проводов с нарушением принципов напряжения и сопротивления;
  • окисление ключевых узлов или их сильное загрязнение;
  • оплавление проводки – актуально для участков, размещенных в непосредственной близости с двигателем;
  • неправильное заземление.

Если игнорировать данную проблему, то проблема может привести к глубокому разряду АКБ, что существенно сократит срок службы батареи. Такое следствие обуславливается кристаллизацией солей, образующихся после разряда серной кислоты.

При чрезмерных накоплениях емкость аккумулятора снижается в два-три раза, что может привести к утрате возможности запуска двигателя.

Как проверить утечку тока на автомобиле

Чтобы узнать норму и текущие значения потребления, потребуется провести диагностику, измерив энергозатраты. При выявлении признаков, нужно найти и устранить неисправности.

Для проведения проверки обычно используется мультиметр, однако обнаружить несоответствия можно и с помощью лампочки.

С помощью мультиметра

Проверка с использованием датчика осуществляется по принципу определения объема потребляемой энергии в разрыве массы или плюсового источника. Первый вариант схемы считается наименее опасным. Для получения нужных данных потребуется:

  1. Заглушить двигатель ТС и вытащить ключ из замка зажигания.
  2. Настроить мультиметр, установив значения тока в диапазоне от 10 до 20 А.
  3. Отключить минусовую клемму АКБ.
  4. Подключить устройство измерения к клемме аккумулятора и снятому проводу.

Обратите внимание! Нет необходимости учитывать полярность.

Проверка мультиметром

Для проверки в разрыве плюсового участка нужно:

  1. Настроить мультиметр.
  2. Отключить плюсовую клемму.
  3. Минус устройства присоединить к плюсу АКБ, плюс мультиметра соединить с минусом аккумулятора.

Если все действия были выполнены правильно, прибор покажет количество потребления. При превышении значения в 50-80 мА можно говорить об утечке энергии.

Лампочкой

Не всегда под рукой есть мультиметр, поэтому стоить рассмотреть, как искать с помощью двенадцативольтовой лампочки. Процедура проверки осуществляется следующим образом:

  1. Изначально нужно сделать сам прибор измерения. Для этого потребуется отогнуть провод на боковой части, который является минусом, ко второму участку присоединить плюс. Длина провода не должна превышать 100 сантиметров, в противном случае процесс выявления утечки может усложниться. Также придется сделать изоляцию, чтобы исключить соприкосновение плюса и минуса.
  2. Далее нужно отсоединить клемму.
  3. После этого необходимо вставить провод в разрыв между АКБ и плюсом.

Важно! Если появился свет внутри лампы, значит есть проблема.

Тестер

Допустимая норма тока утечки в автомобиле

Автомобили, тем более современные модели, включают в себя большое количество электроники, различных реле, бортовых компьютеров и иных приспособлений, для работы которых необходимо электричество. В таких случаях утечка тока вполне нормальное явление, даже если система питания выстроена максимально адекватно.

Норма варьируется с учетом ряда факторов. К примеру, значимыми являются такие характеристики транспортного средства:

  • марка;
  • габариты;
  • количество электроники;
  • качество батареи.

Если в качестве примера рассмотреть иномарку класса В, нормальное значение составляет около 40 мА. Если же брать за основу грузовые автомобили, то допустимый параметр может возрасти в два раза. В ситуации с установкой дополнительного оборудования утечка измеряется уже в сотнях миллиампер.

Как найти место утечки тока в автомобиле

В большинстве случаев причиной чрезмерных объемов потребления энергии являются дополнительные устройства, количество которых в современных моделях зачастую зашкаливает. Поэтому поиск места утечки нужно начать с них. В первую очередь важно обратить внимание на приборы, установленные нештатно.

Читайте так же:
В цепи с последовательным соединением потребителей тока двух ламп

Как правило, заводская электроника хорошо защищена, поэтому проблемы с ней возникают лишь при значительных повреждениях, которые можно заметить невооруженным взглядом. Однако это не относится к нештатным устройствам, проводка которых укладывается в любое доступное место.

провода в автомобиле

Сам алгоритм поиска заключается в выполнении следующих действий:

  1. Померить силу тока амперметром и убедиться в наличии проблемы.
  2. Визуально осмотреть электронику, начиная с «неродной». Отдельное внимание нужно уделить частям, подверженным механическому воздействию. К примеру, в случае с сигнализаций – это кнопки, обеспечивающие активацию и деактивацию цепи при закрытии и открытии дверей.
  3. Если определить визуально проблему не вышло, следует перейти к более глубоким методам диагностики. К примеру, отключить прибор, при этом из каждой цепи вынуть предохранитель и пронаблюдать: искрят ли контакты при размыкании. Если да, то высока вероятность, что утечка тока находится в этом месте.
  4. Выделив проблематичный участок проводки, нужно найти место замыкания. Для этого придется «прозвонить» мультиметром в режиме омметра каждую жилу для уточнения целостности. Значение сопротивления зависит от сечения измеряемого провода.

Определить точку вполне можно и самостоятельно, если уметь пользоваться мультиметром и знать, как и с учетом каких признаков искать проблемный участок.

Устранение тока утечки

После выявления несиправностей, нужно позаботиться об устранении причин возникновения данного процесса. Перед проведением необходимых операций для начала следует снять клеммы аккумулятора. Возможные способы решения проблемы таковы:

  • при скоплении грязи в местах соединения нужно попросту избавиться от нее. Для этого потребуется очистить с использованием спиртового раствора или аналогичного средства;
  • если АКБ разряжается от поврежденной изоляции, нужно закрыть обнаженную проводку и обеспечить защиту от последующего влияния негативных факторов. К примеру, использовать шланг, чтобы избежать перетирания;
  • если в приборы попала влага, нужно тщательно просушить их. При проникновении воды в блок сигнализации, следует вскрыть модуль, смочить спиртом и ожидать, пока лишняя жидкость не стечет. После этого нужно обеспечить устройство кожухом для предотвращения попадания влаги;
  • если батарея чрезмерно быстро садится из-за прибора, функционирующего с нарушениями, нужно провести ремонт. В случае отсутствия возможности починить устройство, нужно провести замену;
  • изменить режим работы электроники на минимальные объему потребления энергии в отключенном состоянии. Особенно это касается «неродной» техники.

После устранения предполагаемой причины, нужно обязательно провести измерение текущих объемов потребления энергии с помощью тестера.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Как определить, что идет лишняя утечка тока через счетчик

Полезные советы

Далеко не каждый хозяин и тот, кто задумал ремонт, знает о потенциальной опасности утечки тока, который идет на пути от фазы до любого элемента заземления через все токопроводящие предметы. Ими могут быть и ванная, и стиральная машинка, и даже металлическая батарея, то есть по тем предметам, по которым ток не должен проходить ни в коем случае. Основным источником утечки тока может быть плохое состоянии изоляции либо ее полное отсутствие, особенно, в местах установки счетчика электроэнергии. Стоит понимать, что малейшее нарушение изоляции проводов является огромной опасностью для всех жителей дома или квартиры – от электрических ожогов до пагубной смерти и нужно постараться этого избежать.

Обнаружив повышенный расход электроэнергии, стоит незамедлительно обратить внимание на работу счетчика. Если даже при полностью выключенных приборах счетчик все равно мотает, при малейшем прикосновении к предметам, подключенным к электричеству, чувствуется слабый удар тока или другие похожие ощущения, дело не стоит замедлений, нужно определить, где идет лишняя утечка тока через счетчик.

Самый простой способ использовать специальные измерительные и индикаторные устройства – мультиметр, индикаторную отвертку, мегомметр или омметр, на крайний случай можно воспользоваться старым дедовским способом с помощью радиоприемника. Рассмотрим все по порядку.

Используя индикаторную отвертку нужно проверить наличие фазы на разных участках предметов, которые проводят электричество. В случае, если лампочка индикатора загорится, значит у данного предмета или элемента нарушено состояние изоляции.

Мультимерт в режиме омметра позволит быстро найти утечку тока путем проверки показателей сопротивления. Сделать это можно за несколько минут, достаточно включить мультиметр, выставить режим омметра, и с помощью щупов проверить показатели сопротивления между корпусом электронного прибора и каждым штырем вилки. Показатели должны превышать 20 МОм.

Еще наши дедушки знали, что наличие помех при работе радиоприемника свидетельствуют о наличии утечки тока в скрытой в стене проводке. Достаточно лишь было настроить устройство на улавливание средних и длинных волн, и установить прослушивание молчащей станции. Громкость выставляли выше среднего диапазона и, проводя устройством по стене, находили утечки. Ее свидетелем станет появление шумов в динамике.

Как проверить УЗО на срабатывание

Устройство защитного отключения выполняет очень важную функцию. Пользователь, который его установил, надеется на срабатывание УЗО при возникновении утечки тока. Но как говорится, нет ничего вечного, всегда что-то ломается, выходит из строя, теряет свою работоспособность.

Поэтому крайне важно периодически проводить проверку УЗО, поскольку таким устройством обеспечивается крайне важная функция защиты человека от поражения током.

Проверять исправность устройства защитного отключения необходимо не только перед его подключением, но и также в процессе эксплуатации.

Читайте так же:
Если сила тока больше значит лампочка будет светить меньше

Данная статья предназначена для того, чтобы помочь обычному человеку, не разбирающемуся в тонкостях электротехники, проверить исправность УЗО посредством использования имеющихся практически в каждом доме подручных средств.

В качестве примера в данной статье будет выполнена проверка УЗО компании IEK серии ВД1-63 с номинальным дифференциальным током 30 мА.

Прежде всего, необходимо отметить невозможность полной проверки УЗО согласно требованиям нормативной документации и с применением только подручных средств.

Несмотря на это, любой человек может проверить и убедиться в том, что устройство защитного отключения технически исправлено, а его работа осуществляется правильно с достаточной практической надёжностью.

Первый способ проверки УЗО — кнопка тест

Самый распространенный и безопасный способ проверки УЗО считается проверка с помощью кнопки ТЕСТ, которая обычно расположена на корпусе УЗО.

Для тестирования УЗО кнопкой не требуется квалифицированный персонал, такой тест может выполняться обычным пользователем. На кнопке «тест» обычно изображена большая буква «Т». Кнопка «тест» эмитирует случай утечки тока мимо устройства защитного отключения.

как проверить УЗО кнопкой

При этом величина тестового резистора встроенного типа задает номинал данного тока утечки. Этот резистор подбирается таким образом, что по нему протекает ток не более чем дифференциальный ток, на который рассчитано само УЗО.

При нажатии на кнопку «тест» УЗО сразу же должно сработать, если оно правильно подключено к электрической сети и исправно. Причем сработать УЗО должно не зависимо от того подключена к нему нагрузка или нет. Такой проверки в бытовых условиях вполне достаточно.

Рекомендуется производить проверку устройства защитного отключения примерно один раз в месяц.

Проверка УЗО посредством такого встроенного штатного функционала «с точки зрения УЗО» является самой настоящей утечкой тока, на которую исправное устройство защитного отключения должно среагировать моментальным отключением, а с точки зрения домашнего пользователя это имитация утечки в защищаемой цепи.

Второй способ проверки УЗО — с помощью контрольной лампы

Любой человек может проверить и убедиться в том, что УЗО технически исправно, а его работа осуществляется правильно с достаточной практической надёжностью.

УЗО, как известно, срабатывает при появлении тока утечки, поэтому с помощью обычной лампы и сопротивлений мы сейчас и создадим эту утечку.

Итак, для проверки УЗО необходимы следующие инструменты:

  1. — кусок электрического провода;
  2. — лампа электрическая (лучшим вариантом будет лампа накаливания мощностью 10-15 Вт);
  3. — патрон под электролампу;
  4. — несколько сопротивлений;
  5. — электроинструмент (отвертка, бокорезы, изолента и пр.).

Для начала давайте посчитаем, какой ток протекает через лампу, т.е. какой ток утечки мы сможем создать. Ток через лампу рассчитывается то следующей формулы: I=P/U. Где P мощность нашей лампы, а U напряжение сети.

Например, для лампы мощностью 25 Вт получим испытательный дифференциальный ток утечки, равный 114 мА. Конечно, проверка лампой получится очень грубая, так как у нас имеется УЗО с номиналом 30 мА, а мы пропускаем через него более 114 мА. Определенно это не хорошо.

У лампы, мощность которой 10 Вт сопротивление будет порядка 5350 Ом. Сила тока, который будет протекать через лампу, составляет примерно 0.043 А (43 мА). Это большой ток для проверки нашего узо на 30 мА, поэтому нужно его как то уменьшить. Сделать это можно добавив сопротивление.

В паспортах пишут, что устройство защитного отключения должно срабатывать при 30 мА утечки. В действительности отключение происходит при меньших токах примерно при 15-25 мА.

Я предлагаю собрать такую схему, в которой ток будет такой же, как и дифференциальный ток на который рассчитано УЗО, то есть 30 мА. По известным формулам из курса физики можно посчитать какое сопротивление, должно быть в цепи: R=U/I = 230/0.03 = 7700 Ом.

То есть для того чтобы по сети 230 В протекал ток величиной 30 мА сопротивление должно быть 7.7 кОм. Сопротивление самой лампы уже составляет 5.35 кОм осталось еще добавить 2.35 кОм. Такое сопротивление можно купить в любом магазине радиолюбителя, стоит оно не дорого.

проверка работы узо

У меня уже было несколько резисторов мощностью 5 Вт сопротивлением по 4.7 кОм, я решил использовать их. Но если подключить такой резистор последовательно с лампой на 10 Вт он конечно же сгорит, так как не рассчитан на такую нагрузку (лампа на 10 Вт, следовательно и резистор должен быть такой же мощности).

Однако если два таких резистора соединить параллельно, то их общая мощность будет как раз 10 Вт, а сопротивление этой цепи 2.35 кОм.

Теперь с помощью проводов соединяем эти сопротивления последовательно с нашей лампой.

устройство проверки УЗО

Как проверить УЗО на срабатывание с помощью такого устройства? Если в вас в доме к розеткам подключен защитный ноль, то проверить УЗО на срабатывание можно в каждой розетке.

как проверить узо на срабатывание

Для этого достаточно один конец провода нашего устройства соединить с фазой в розетке, другим коснуться на защитный ноль. Устройство защитного отключения должно сработать.

проверка срабатывания узо

Если же у вас розетки подключены без защитного ноля (в большинстве случаев так оно и есть) то проверить каждую розетку здесь не удастся (разве что тянуть одножильный провод от щита в квартиру).

Читайте так же:
Сила тока для автомобильной лампочки 12 вольт

В таком случае проверить работоспособность узо можно только в электрическом щитке где оно установлено. Для этого один конец устройства подключаем на входную клемму нуля УЗО другим касаемся на выход фазы (обозначается 2).

проверка узо

Если у вас возникнет вопрос, зачем вообще лампочка в этой цепи? Для того чтобы визуально видеть что ток есть. Конечно, она будет работать как говорится в пол накала, но все равно визуально будет видно, что через нее проходит ток и утечка есть.

К примеру, уберем лампочку из схемы. Что будет, если сопротивление повредится (визуально же не скажешь, рабочее оно или нет). В таком случае, при проверки работоспособности УЗО, ток протекать мимо него не будет и ошибочно можно прийти к выводу, что УЗО неисправно.

Третий способ проверки УЗО — имитируем утечку тока

Теория как говорится хорошо, но практика интересней. Поэтому в данном разделе рассмотрим пример, как проверить УЗО на срабатывание практическим путем.

Этот способ самый практичный в данной статье, так как для его реализации необходимо собрать небольшую схему. Плюсом данного способа проверки УЗО является то, что мы увидим при какой утечки устройство защитного отключения реально сработало. Однако есть и минус, в этом опыте нет возможности зафиксировать время отключения.

Для реализации такого опыта понадобится:

  • — обычная лампа на 10 Вт;
  • — резистор сопротивлением 2 кОм;
  • — реостат;
  • — амперметр;
  • — устройство защитного отключения;
  • — соединительные провода.

На первый взгляд может показаться не понятным, для чего нужен такой набор элементов. Объясню все по порядку. Смысл всей работы сводится к тому чтобы, плавно повышая ток утечки, увидеть при каком значении отключится УЗО. Реостат как раз служит тем органом, с помощью которого можно плавно регулировать ток.

Но реостата у меня не было, зато был диммер (светорегулятор) поэтому в схеме вместо реостата я использовал его. А что? Диммер тот же реостат, тоже плавно изменяет ток, за счет чего и меняется световой поток лампы.

С помощью всех этих элементов собирается несложная схема, похожая на тут что собиралась выше (контрольная лампа с сопротивлением) только дополнительно есть реостат и амперметр.

Как проверить УЗО на срабатывание в этом случае? Все элементы собираются последовательно и подсоединяются одним концом на выход фазы устройства защитного отключения другим на вход нуля. Плавно увеличивая ток утечки, необходимо зафиксировать его значение, при котором сработает устройство защитного отключения.

как проверить работу узо

На фото не видно но проверка УЗО прошла успешно. УЗО серии ВД1-63 фирмы IEK с номинальным дифференциальным током 30 мА сработало при утечки 10 мА.

Что делать если, нажимая на кнопку ТЕСТ, устройство защитного отключения не отключается?

Если устройство защитного отключения не срабатывает в случае нажатия кнопки «Тест», то это является свидетельством неисправности такого устройства, а именно неисправности одного из его внутренних механизмов.

Одним из тех случаев, когда тест на УЗО не срабатывает, является неисправность самого механизма симуляции тока утечки. В таком случае УЗО может продолжать выполнение своей защитной функции, даже, несмотря на имеющуюся неисправность.

Однако все-таки рекомендуется заменить такое УЗО, так как не существует никакой уверенности в его надёжной и долгой работе. Человеческая жизнь все таки стоит дороже. Тем более цена на УЗО не такая и неприступная (примерно 600 – 1000 руб/шт).

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Неприятная ситуация для автомобилиста – надо срочно ехать, а автомобиль не заводится по причине разряженного аккумулятора. Причиной этого бывают разовые и явные ошибки (не выключенное световое оборудование и т.п.), но если видимых проблем нет, а ситуация повторяется вновь и вновь, АКБ регулярно садится даже после непродолжительной стоянки – надо проверить утечку тока аккумулятора.

Основные причины повышенной утечки

Чтобы проще было понять суть проблемы, можно ввести аналогию аккумулятора с классическим бассейном с несколькими трубами из математической задачи. По одной трубе вода в бассейн втекает – это ток заряда. По другой (или нескольким) вода вытекает. Это разрядный ток, или сумма токов ко всем потребителям. Если зарядный ток намного превышает разрядный, бассейн будет наполняться до краев, и в любом случае в нем будет в наличии вода (запас энергии) для питания потребителей. Если выходных труб много или расход по ним больше (много нагрузок с высокой мощностью потребления), то уровень воды будет пополняться медленно, или вообще будет только снижаться (если ток разряда будет больше тока заряда). Поэтому причины ситуации, когда аккумулятор разряжается, можно разделить на две группы:

  • недостаточно энергии заряда (мало воды поступает в бассейн);
  • чрезмерный ток разряда (много воды расходуется).

Для дальнейших поисков неисправности важно определить изначальный фактор неправильной работы системы электроснабжения.

АКБ не успевает заряжаться

Аккумулятор заряжается тем быстрее, чем выше зарядный ток (и одновременно ниже разрядный). Этот зарядный ток задается разностью напряжений между бортсетью автомобиля и зажимами аккумулятора (10,8..12,6 вольт в зависимости от уровня заряда). Главным источником электроэнергии в машине является генератор – он обеспечивает машину энергией во время движения (аккумулятор работает при запуске двигателя и во время стоянки с заглушенным мотором). Хотя напряжение генератора стабилизировано с помощью регулятора, оно все же имеет допустимые пределы, которые в норме составляют от 13,5 до 14,5 вольт. Фактический уровень зависит от нагрузки и от оборотов двигателя, большее значение соответствует более высокой частоте вращения, более низкое – холостому ходу. По этим причинам АКБ на холостых оборотах заряжается медленнее.

Читайте так же:
Ток гашения неоновой лампы это

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

К тому же генератор выходит на номинальную мощность при определенных оборотах, которые всегда выше холостых. Поэтому оптимальный режим для подзаряда батареи – постоянная равномерная езда. В городских условиях это не всегда достижимо, поэтому в обстановке перманентных пробок складываются не самые благоприятные условия для восстановления уровня энергии в АКБ. А если при этом еще включены мощные нагрузки (световое оборудование, аудиосистема и т.п.), может получиться так, что расход энергии превысит приход, и батарея вместо заряда будет подпитывать бортсеть и разряжаться (в лучшем случае заряжаться крайне медленно).

Другой вариант – некоторые водители при остановках в пробках, на железнодорожных переездах, у светофоров и т.п. любят глушить двигатель. Это на самом деле дает некоторую экономию топлива, но пусковой ток даже при горячем моторе составляет десятки ампер. Пусть процесс запуска длится несколько секунд, но если это делать часто, то энергия аккумулятора будет расходоваться в повышенном режиме. В сочетании с остальными факторами (мощные потребители, езда в пробках и т.п.) это может привести к превышению разряда над зарядом.

Неисправная проводка или генератор

Бывает так, что генератор выдает пониженное напряжение, которого перестает хватать для нормального подзаряда АКБ. В большинстве случаев причин неисправностей две:

  • вышел из строя регулятор напряжения;
  • выгорел диод (или несколько) в выпрямителе генератора (в диодном мосте).

В этих случаях проблема легко диагностируется и лечится заменой неисправного элемента.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Могут быть и прочие неисправности – например, подклинивание (или полное заклинивание) подшипника источника электроэнергии. В этом случае, скорее всего, будет слышен характерный свист проскальзывания ремня привода генератора. А в целом понижение напряжения бортсети можно заметить по уменьшению яркости осветительных приборов и сбоям в работе автомобильной электроники. При первых подозрениях надо замерить напряжение на клеммах генератора. Если оно ниже нормы, генератор вообще может превратиться из источника энергии в потребителя, усугубляя проблему.

Другая причина, по которой подзаряд может замедлиться или отсутствовать вообще – окисление контактов силовой цепи. Это может привести к росту переходных сопротивлений, увеличению падения напряжения в месте контакта, как итог – уменьшение напряжения на потребителях. Наибольший эффект дают окисленные контакты на клеммах аккумулятора, генератора. В меньшей степени – на терминалах стартера и втягивающего реле. В последнем случае процесс пуска может затянуться, что приведет к большему разряду АКБ.

Большое потребление при выключенном зажигании

Часть потребителей в машине запитана всегда, даже когда двигатель остановлен и зажигание выключено. Если таких нагрузок слишком много, аккумулятор разрядится быстрее, ему потребуется длительная зарядка во время езды. Иногда в результате ошибки некоторые потребители подключаются в обход замка зажигания – например, активные антенны для радиоприема, сервисные устройства и т.п. Они также могут создавать проблемы с уровнем запаса энергии в АКБ.

Норма утечки тока в аккумуляторе автомобиля в режиме покоя

В первую очередь, ток в режиме покоя идет внутри батареи. Это явление называется саморазрядом, и нормальным считается ток около 1% от емкости АКБ – если аккумулятор отключен. Также во время стоянки с выключенным двигателем энергию потребляют и другие нагрузки, поэтому допустимым считается 4%..5% от емкости АКБ. Так, для АКБ емкостью 55 А*ч нормальным будет считаться ток в 0,270 А (270 мА). Несложно посчитать, что при такой утечке АКБ полностью разрядится за 40-50 дней стоянки (если не снять клемму с аккумулятора, в этом случае будет присутствовать только саморазряд).

Утечка может увеличиться, если подкапотное пространство загрязнено – грязь между клеммами может иметь небольшую электропроводность и дать еще несколько процентов к паразитному току. Следует понимать, что понятие нормальной утечки не прописано в технической документации, и может для разной конфигурации схемы электроснабжения быть разным. Основной критерий – чтобы автомобиль можно было завести после стоянки обычной длительности. Если не предполагается использование авто в течение долгого срока, лучше снять АКБ или отключить одну из клемм.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Схема протекания тока

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

При остановленном двигателе все электрооборудование автомобиля запитывается от аккумулятора. Часть устройств работает независимо от положения ключа зажигания. Обычно это:

  • противоугонное устройство;
  • часть светосигнального и звукового оборудования.

Протекание тока через них указано зеленой линией. Остальные получают питание только при включении зажигания – путь тока обозначен синей линией.

Знание конкретной схемы будет полезно при поиске нештатного потребителя – все нагрузки можно разделить одним поворотом ключа.

У некоторых моделей автомобилей имеется дополнительное положение ключа зажигания – АСС для включения аксессуаров. Часть потребителей питается от линии этого выключателя. Это также можно использовать, чтобы обнаружить нештатную утечку тока в автомобиле

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Если двигатель запущен, то питание осуществляется от генератора. Ключ зажигания при этом замкнут, и появляется еще один потребитель – аккумулятор.

Читайте так же:
Led лампы для регулируемых выключателей

Какой инструмент подготовить для проверки

Основной инструмент для поиска утечек – амперметр. Очень удобно использовать мультиметр с клещами постоянного тока – они позволяют делать замеры без отключения проводов. К тому же их действие основано на эффекте Холла, который позволяет различать направление тока, что бывает критически важно при обнаружении утечек.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Если их нет, можно применять и обычный тестер в режиме амперметра, но здесь понадобится еще и инструмент для отсоединения и присоединения проводов, и вся процедура будет гораздо более трудоемкой.

Алгоритм поиска утечки

Чтобы найти утечку, в первую очередь надо снять аккумулятор и зарядить его от стороннего ЗУ до номинального напряжения. После установки на место, надо, не включая зажигания, измерить ток, потребляемый бортовой сетью авто. Если он превышает допустимое значение, надо искать нештатного потребителя. Для этого можно замерять ток на плюсовом проводе к каждой нагрузке или просто поочередно отключать устройства, контролируя общий ток и определяя вклад в него от каждого устройства. Так можно обнаружить нагрузку, которая потребляет излишнюю энергию.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Если такой потребитель не найден, надо завести двигатель и измерить напряжение на генераторе. Оно должно быть в указанных выше пределах (и однозначно выше напряжения аккумулятора). Также полезно проверить направление тока – он должен вытекать из генератора и втекать в АКБ. Если нет – надо искать причину. В первую очередь надо визуально осмотреть контакты силовой цепи (это можно сделать с самого начала, при первом осмотре подкапотного пространства).

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Если обнаружено окисление или ржавчина на контактирующей поверхности, надо снять клеммы, счистить рыхлый слой загрязнения. Плотный слой удаляется напильником или наждачной шкуркой соответствующей степени зернистости.

Если окисления нет или его удаление не помогло, есть повод подозревать неисправность генератора. Заедание подшипников можно проверить самостоятельно, откинув ремень генератора и прокрутив ротор рукой. Он должен вращаться легко и плавно, без заеданий и посторонних шумов. Выгорание диодного моста иногда можно обнаружить визуально. Также его можно проверить мультиметром – каждый диод отдельно.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Снимать или отключать аккумулятор при работающем двигателе, чтобы проверить работу генератора, крайне не рекомендуется. Он служит своеобразным буферным элементом, защищающим оборудование автомобиля (в первую очередь, электронное) путем сглаживания выбросов напряжения, неизбежно возникающих при работе генератора. Для проверки устройства на стенде надо обратиться в сервисный центр.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Если все в порядке, надо попросить кого-нибудь нажать педаль газа (а в автомобилях с тросовой проводкой педали топливной заслонки можно увеличить обороты самостоятельно) и определить уровень напряжения на аккумуляторе. Он должен повыситься, но оставаться в пределах нормы. Если нет – повод для диагностики генератора.

Далее надо включить всех потребителей, которые обычно включены при езде (музыка, освещение и т.п.), и проверить общее потребление. Если оно выше нормы – надо принимать решение об отключении части из них или замене генератора на более мощный.

Замер аккумулятора

Кроме двух перечисленных причин (слабый заряд и чрезмерное потребление) бывает и третья – потеря емкости аккумулятором (объема бассейна недостаточно для обеспечения водой всех потребителей). Этот процесс естественен и необратим, его можно замедлить правильной эксплуатацией аккумулятора и ускорить неграмотной, но рано или поздно всем батареям приходит конец.

Проверить состояние АКБ можно во время зарядки от внешнего ЗУ. Полностью разряженная, но исправная батарея емкостью от 55 А*ч будет запасать энергию от зарядника в режиме стабилизированного напряжения как минимум несколько часов. Если весь процесс стал занимать гораздо меньшее время (иногда хватает и часа), это означает потерю аккумулятором емкости. Его пора менять.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Можно произвести точный замер фактической емкости АКБ методом контрольного разряда. Для этого надо полностью зарядить батарею и собрать несложную схему из аккумулятора, измерительных приборов и нагрузки, в качестве которой удобно применять автомобильные лампы на 12 вольт. Можно включить одну лампу, можно несколько параллельно. Чем больше общая мощность ламп, тем быстрее разрядится батарея.

Чтобы разрядить аккумулятор с фактической остаточной емкостью, например, 24 А*ч (около половины), понадобится ток в 1 А и лампа мощностью около 12 ватт. Исходя из этого и желательной скорости разряда, можно выбрать мощность нагрузки. Окончание разряда можно определить по погасанию лампочек и измерением напряжения тестером – полным разрядом считается выходной уровень АКБ 10,8 вольт (все, что ниже — глубокий разряд, сокращающий ресурс аккумулятора). Умножением времени разряда на ток (он вычисляется, как мощность всех ламп, деленная на 12 вольт), можно узнать фактическую емкость АКБ.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Даже если нагрузочные лампы погасли, процесс разряда все равно идет. Надо следить, чтобы АКБ не ушла в режим глубокого разряда (ниже 10,8 вольт) – можно вывести батарею из строя.

Видео

Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.

В целом же поиск утечки тока – процесс достаточно творческий. Причина может быть нестандартной и совершенно непредсказуемой. Поэтому основным фактором успеха является не только наличие приборов и схемы электроснабжения автомобиля, а еще и достаточный уровень понимания процессов, происходящих в системе электрооборудования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector