Ele-prof.ru

Электро отопление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба по дереву является уникальным видом искусства. Создавать шедевры в такой технике можно, используя по сути всего лишь один нож. Сначала осваивается принцип построения рисунка, а потом отрабатывается резьба отдельных элементов.

Геометрическая резьба по дереву

Основы геометрической резьбы по дереву

Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.

Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.

Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.

Сложный орнамент

Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.

Основные узоры

Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:

  • двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
  • трехгранная клинорезная (треугольники);
  • четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
  • криволинейная (скобка, спираль, круг).

Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.

Элементы геометрической резьбы

Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.

Инструменты

Предварительно нужно подготовить рабочее место, на котором будет достаточно свободного пространства. Следует организовать хорошее освещение.

Чтобы приступить к работе нужно подготовить специальные инструменты:

  • Графитовый карандаш и линейка для нанесения контурных линий будущего узора на деревянную основу.
  • Циркуль для деления полного эскиза на отдельные фрагменты для упрощения работы.
  • Нож-косяк, которым производится непосредственное вырезание.
  • Пилка нужна для формирования самой деревянной заготовки, на которой будет производиться резьба.
  • Прямая стамеска может стать вспомогательным инструментом для ножа-косяка.

Инструменты для геометрической резьбы

Набор необходимых инструментов собран. Остается определиться с шириной рабочей части ножа. Данный параметр подбирается в соответствии с размерами рисунка. Дополнительно может понадобиться ластик и наждачная бумага с мелким напылением.

Древесина

Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:

  • Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
  • Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
  • Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.

Древесина для геометрической резьбы

Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.

Подготовка к работе

Приступить к созданию узора на деревянной основе можно только после проведения подготовительных мероприятий. Состоит подготовка из нескольких этапов:

  1. Предварительная подготовка деревянной основы.
  2. Подготовка поля под будущий эскиз.
  3. Создание эскиза на «полотне».
Читайте так же:
Как подключит телефонную розетку евро

Эскиз

Далее производится непосредственный процесс резьбы.

Подготовка заготовки из дерева

Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.

Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.

Подготовка поля

Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».

Расчерченная заготовка

Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.

Создание эскиза узора

Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.

В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.

Технология геометрической резьбы

Прием геометрической резьбы по дереву выглядит следующим образом – происходит прорезание дерева вдоль волокон и прорезанные против направления волокон. Игра света простых геометрических фигур, сложенных в единую композицию, зависит от угла наклона срезов древесины.

Технология резьбы

Вырезание простых фигур

Научиться геометрической резьбе по дереву можно только после того, как будут освоены азы изготовления самых простых фигур. Технология изготовления некоторых элементов:

  • Сколышек. Первый надрез формируется перпендикулярно линии рисунка, а второй – под определенным углом к первому. При этом нож идет от другой линии рисунка. Получается треугольник.
  • Ромб. Первая часть формирования ромба полностью соответствует изготовлению сколышка. А потом в зеркальном отображении делается второй такой же сколышек.
  • Витейка. Это последовательная цепочка, состоящая из смещенных на одинаковое расстояние друг от друга сколышков.

Принцип вырезания таких элементов осваивается в самом начале.

Техника выполнения более сложных фигур

Чтобы получить полноценный геометрический рисунок на дереве нужно освоить технику формирования более сложных элементов трехгранной резьбы:

  • Пирамида. Фигура, состоящая из трех треугольников, которые соприкасаются в одной точке под одинаковым углом относительно друг друга. При изготовлении такого элемента нужна точность.
  • Звездочка. Фигура формируется благодаря распределению по кругу нескольких пирамид.
  • Квадрат. Нужно срезать кусок древесины под углом к ее основанию. Стружку нужно отколоть ножом по вертикали.
  • Розетка. С помощью циркуля начертить круг. В нем зарисовать ее несколько таких же фигур, но меньшего диаметра. Потом формируются диаметральные линии.

Изготовление квадрата и розетки требует наличия опыта. Даже мастер со средним уровнем мастерства может не справиться с таким заданием.

Техника выполнения простых узоров

Освоив изготовление основных узоров, можно создавать настоящие шедевры. Важно, умело комбинировать между собой самые простые геометрические фигуры.

Меры безопасности

Меры безопасности заключаются в умении правильно держать нож в процессе работы в разных направлениях. Есть несколько положений, которые нужно знать новичку:

Дополнительной мерой безопасности станет фиксация заготовки древесины, чтобы она или нож не соскочили в процессе работы. Также лезвие ножа должно быть острым. Если сильно придется надавливать на нож, то есть огромный риск его соскакивания.

Правильный захват резца

Геометрическая резьба по дереву считается несложным видом работы с деревом, но все же требует определенных навыков. Дополнительно нужно умело владеть ножом для работы с деревом. Если разобраться в построении узоров и создании определенных элементов, то все получится.

Читайте так же:
Розетка евро с заземляющим контактом открытой проводки одинарная

Мастерская — Урок резьбы по дереву. Резной элемент- розетка.

Здравствуйте, дорогие гости!
Сегодня мы будем резать резной деревянный элемент -в нашем случае: розетку под резную деревянную люстру с рогами изюбра. Так же этот декоративный элемент может прекрасно дополнить медальоны под рога, панно, домовую резьбу и другие резные деревянные вещи, сделанные своими руками!

Готовый элемент

Для начала нарисуем эскиз, приготовим деревянную заготовку, из которой будем резать и инструменты, которые заранее заточили (есть урок по заточке резцов):

Эскиз Заготовка Инструменты

Уголком подрезая, разделяем фигурные элементы (облака-барашки) друг от друга.

Отделяем круг Резьба

Режем разделительную линию по кругу уголком, отделяем наши «облака» от центра.

Резьба Резьба Резьба

Полукруглой широкой стамеской закругляем наши «облака» и ею же снимаем фаску у центрального внутреннего круга.

Резьба Резьба Резьба

Шарик Резьба шарика Резьба

Вообще-то, сама форма резного элемента «подсказывает»- какой инструмент вы можете использовать, так же на какую глубину вы хотите сделать резьбу.

Шарик Режем внутри Подрезка

Подрезка Шарик Подчищаем снаружи

Режем Режем Шарик

Подчищаем резьбу полукруглой стамеской и косячком.

Подчищаем Режем Закончили резьбу

Вот такой у нас получился потолочный резной медальон ( розетка) под люстру с рогами изюбра. Как всегда рядом моя помощница — Рыся!

Вырезанный Помощница

Отшлифовали и покрасили. Такой резной декоративный элемент можно применить и под художественное оформление охотничьих трофеев- медальон под рога.

Шлифовка Розетка под люстрой

P.S. Дорогие начинающие мастера- краснодеревщики, если хотите освоить технику резьбы по дереву— не ждите подсказки из вне, учитесь «понимать» форму, именно она подскажет — какой вам выбрать инструмент для нужной операции.

Плотность дерева вам подскажет — какой угол заточки требуется для работы с ним.

Особое внимание уделяйте технике безопасности и идеальной заточке инструмента. И если возникнут какие трудности работы с деревом- спрашивайте, не стесняйтесь! Мы советы даем с удовольствием! А ваше сомнение- спросить или нет, может осложнить и вам работу и нас лишить удовольствия!

Украшая своими руками любимый дом, мы делаем его замечательным.
Желаем вам всем успехов в творчестве.
Амурские украсы

Занятие геометрической резьбой по дереву, эскизы и альбом

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба по дереву — это удивительное хобби. Человек всегда стремился к созданию уникальных вещей. Технику резьбы по дереву люди освоили еще с древних времен. Дерево является лучшим материалом для нанесения рельефных узоров. Именно с нанесения геометрических узоров начинается обучение этому мастерству.

Резьба по дереву для начинающих

Геометрическая резьба является самым простым видом творчества по дереву. Она не требует особой подготовки, много умения и опыта. С геометрией эскизов справится даже новичок. Для этого вида резьбы понадобятся такие инструменты:

  • косой нож;
  • стамеска;
  • брусок;
  • наждачная бумага;
  • лак;
  • морилка.

Шкатулки резьба по дереву

Главным инструментом является нож. Всегда нужно следить за степенью заточки его лезвия. Ножи для декоративной работы по дереву можно сделать самостоятельно.

Вначале неопытному резчику нужно научиться правильно держать нож. Для этого следует потренироваться, вырезая бороздки на деревянной доске. Начинающему резчику лучше использовать мягкое дерево. Важно перед работой определить направление волокна. Начать резать, крепко держа нож за низ ручки и направляя тупой угол ножа к себе. Нож наклонить вправо, а тупой угол лезвия ножа не должен полностью погружаться в дерево. Рука должна двигаться четко по линии.

Геометрическая резьба по дереву, схемы

Основные узоры

Геометрическими орнаментами для резьбы по дереву могут быть любые геометрические фигуры и линии.

Перед началом работы деревянная поверхность тщательно зачищается наждачной бумагой. После этого нужно будет расчертить рабочую поверхность клетками и по клеткам нанести геометрический эскиз, который будет основой для геометрической резьбы.

Простые фигуры:

    Самой простой фигурой является сколышек. Он представляет собой вырезанный треугольник и делается так: сначала расчерчивается фигура, первый надрез ножом делается перпендикулярно поверхности, второй — под углом к первому по другой линии, и вырезанный треугольник отколется сам.
  • Вторая фигура — ромб. Чтобы верезать ромб, нужно сначала, по примеру выполнения сколышка, вырезать верхний треугольник. После этого от основания верхнего треугольника вырезать второй в зеркальном отображении.
  • Витейка представляет собой цепочку смещенных сколышков.
Читайте так же:
Двойная розетка от gira

Предыдущие три фигуры геометрических узоров для резьбы по дереву являются самыми простыми для выполнения. С ними справится любой начинающий мастер. Следующие узоры более сложные и требуют больше опыта и умения:

    Пирамида состоит из трех, соприкасающихся между собой под углом в одной точке, треугольников. Сложность вырезания пирамиды состоит в том, что нож несколько раз соприкасается с одной точкой. Поэтому при работе над пирамидой важна абсолютная точность.
  • Фигурка — звездочка представляет собой несколько вырезанных по кругу пирамид.
  • Фигура — квадрат вырезается по методу «соломка». Это делается так: нож входит в древесину под углом, снимая стружку; после стружку откалывают вертикально направленным ножом. Такая резка требует опыта.
  • Розетка является самым сложным элементом. Здесь понадобится накопленный опыт и мастерство. Для рисунка розетки на дереве понадобится циркуль. Циркулем расчерчиваются несколько кругов, один в другом. Затем проводят несколько диаметральных линий и наносят мелкие элементы узора.

Сочетая различные вырезные элементы, можно получить разнообразные композиции.

Альбом орнаментов и схем

Геометрическую резьбу можно использовать для облагораживания различных деревянных предметов обихода: разделочных досок, шкатулок, настенных панно, подставок для канцелярских принадлежностей и даже часов или мебели. Опытные мастера берут за основу общедоступные схемы и узоры, но в свою работу обязательно вносят оригинальные элементы.

Геометрическая резьба

Геометрическая резьба по дереву схемы и альбом

Декорирование деревянной шкатулки

Орнамент для резьбы по дереву

Шкатулка изготавливается из мягкого дерева. Рабочий нож всегда должен быть остро заточен.

На этапе разметки на заготовке с помощью карандаша и линейки сначала расчерчивают клетки, а по ним — все остальные линии орнамента. Расчерченные клетки помогают соблюдать правильные пропорции, равенство углов наклонов, противолежащих элементов узора и симметричность.

На этапе вырезания резчику понадобятся нож, заготовка изделия и лист бумаги. Он используется для удаления следов засаливания с рабочей поверхности.

Начинать геометрическую резьбу по дереву шкатулки нужно с крайних дорожек окантовки, постепенно переходя к центральной части. В процессе работы спешка не приветствуется, движения должны быть аккуратными.

Готовую шкатулку нужно обязательно покрыть морилкой, лаком или воском. Это защитит деревянное изделие от старения, придаст ему блеск и сделает шкатулку привлекательнее.

Орнаменты домовой резьбы

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Читайте так же:
Обозначение розетки для планов

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Читайте так же:
Как заделать розетки от детей

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector